Почему Банк Англии продолжает кормить динозавров?
За последние три года дополнительно £375 000 000 000 было закачено в банковский сектор английской экономики, однако ситуация продолжает толь-ко ухудшаться.
Совсем скоро эта новая 50 фунтовая банкнота будет введена в обращение и со временем полностью вытеснит старые 50 фунтов. Более высокая степень защиты новой банкноты, к примеру, встроенная зеленая полоса, как заявляют в Банке Англии, защитит денежные потоки от фальшивых купюр, но забывают дополнить, что вместе с этим предполагается на всю мощь включить печатный станок Не трудно догадаться,что экономика Англии находится в глубоком упадке.
Мы находимся в рецессии с 1970 года и, похоже, рост будет оставаться довольно тусклым до конца года. Поэтому будут ли эффективными меры Банка Англии по покупке QE? QE – это стратегия банка, когда денежно-кредитная политика используется центральным банком чтобы увеличить денежную массу в попытке стимулировать экономику. Покупка QE значит, что Банк Англии планирует покупать государственные и корпоративные облигации, включая печат-ный станок и используя при этом вновь напечатанные деньги.
По мнению некоторых экономистов, эта мера выглядит как “мертвому припарки”. Банк Англии впервые приступил к QE политике в марте 2009 года, когда экономика едва выросла, однако количество людей, претендующих на пособие по безработице, значительно увеличилось. Почему же Банк Англии накачивает еще дополнительно £50 миллиардов в финансовую систему Великобритании, когда отдача от предыдущей инъекции в £325 миллиардов не привела к жела-тельным результатам?
Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны выяснить, что такое есть QE?. Как некоторые политики описывают QE, можно подумать, что банк печатает больше денег, которые затем перетекают непосредственно в карман некоего среднего Джона. Это не так. QE, по существу, это механизм раздачи наличности банкам. Банк Англии считается “капитаном” экономики Великобритании, которому поручены функции рулевого этой экономики, как сквозь хорошие, так и сквозь плохие времена. Если растянуть аналогии немного шире, то экономика Великобритании сейчас как раз находится в середине шторма.
Сначала был финансовый кризис и взрыв на рынке жилья в США в 2007/08. Потом был долговой кризис в Европе, который продолжает бушевать и по ныне.
Следует добавить, что миф о конце “бума и спада” экономики в Великобритании, который увековечил бывший премьер Гордон Браун, означает, что теперь мы должны приступить к еще более суровой экономии. Британская экономика как бы находится на реке, но без весла, а весла делают в Банке Англии. Банк уже сократил процентные ставки до рекордно низкого уровня в 0,5%, что не помогло нам выбраться из кризиса. Попытки банка Англии стимулировать экономику через вливание в банковскую сферу новой наличности, ни к чему позитивному не приведут. Банки сожрут столько, сколько им дадут, но свою, через чур осторожную, политику кредитования бизнеса не изменят.
Страх не возврата кредитов, и даже создание видимости кредитования субъектов экономики, говорят о том, что сама банковская система вошла в глубокое и не разрешимое противоречие с современной экономической реальностью. Похоже, что капитаны этих судов, коммерческих банков, уже давно поняли, что из шторма не выбраться, и думают лишь о спасении своих собственных финансов. Заодно проглатывая, миллиарды фунтов, которые как бумеранг, ударяют обнищанием по уровню жизни населения Англии.
Они говорят не правду, уверяя что такая кредитная политика Банка Англии, будет способствовать возрастанию деловой активности и что люди будут вкладывать средства в модернизацию своих предприятий или будут начинать новый бизнес. Они лукаво рассуждают о дешевом кредите, который, якобы, будет в изобилии, и который является чуть ли не панацеей от всех бед.
Дешевый кредит это действительно хорошо для экономического развития. Но когда Банк Англии снизил ставку рефинансирования за короткое время с 5,5% до 0,5%, разве коммерческие Банки снизили свои процентные ставки соответственно? Они на этом снижении только наварились. Взять, к примеру, ипотечный кредит, так называемый tracker mortgage ( идущий вслед банковского процента, 1% плюс к ставке Банка Англии). Почти во всех банках это вид ипотеки стал мало доступным. Банки не хотят наваривать лишь один процент, им надо 3-5%, для полного комфорта. Да и при этих условиях, надо иметь сто процентную финансовую репутацию, чтобы получить кредит.
Кто имеет ее, если вся экономика в глубоком падении, покупательная способность опустилась до уровня развивающихся стран. Банки сами в долгах, но деньги налогоплательщиков поглощают как бездонная прорва. Так почему же они не идут на встрече малому и среднему бизнесу, который также переживает не лучшие времена? Может пора перестать откармливать подыхающих динозавров?
Новые рабочие места не создаются. Потребительские расходы, которые могут стимулировать экономический рост в будущем, упали до самого низкого уровня за последние 15 лет. В таких условиях, Банк Англии пытается финансировать новые QE.
Что-то смешное происходит: чем больше денег вливается в банки, тем меньше стекает вниз в реальную экономику. Миллиарды застревают где-то в виртуаль-ной экономике на финансовых рынках.
Последние данные Банка Англии по кредитным условиям в Великобритании рисуют совсем мрачную картину. Общее количество кредитов, выданных банками компаниям Великобритании, в мае снизилось на 1,7%. Другие способы привлечения финансирования, такие как, предложение облигаций, так же не оказывают заметного влияния на рынках капитала. Потребительский кредит немного лучше, его ежегодные темпы роста в мае составили 2,4%, по сравнению с 6,4% в год в 2008 году.
Почему политика Банка Англии не приносит желательного результата?
Если дополнительные миллиарды Банка Англии не текут в реальный сектор экономики, значит они застряли в виртуальной финансовой экономике. Это экономика мира акций, облигаций и товаров. Денежные средства от QE, прокручиваются не добросовестными банкирами на этих рынках, подпирая рост цен на нефть, акции и облигации. Эти деньги не попадают в реальную экономику, в реальный бизнес некоего среднего Джона.
После максимального падения в марте 2009 года, the S&P 500 stockindex в США более чем удвоился в цене. FTSE 100 также вырос на 60% и UK Gilts, британские государственные облигации, показали рост на треть. Сырьевые товары также извлекли пользу; нефть, золото и цены на сельскохозяйственную продукцию продолжали расти. Чем больше QE закачивалось в экономику, тем больший рост экономики виртуальных финансов наблюдался и тем заметнее снижение в секторе реальной экономики, там где мы все с вами живем и работаем.
Если вы играли на финансовых рынках, у вас есть акции или облигации, или вы инвестор, то политика QE была очень выгодна для вас. Для всех остальных, для подавляющей части британцев, вливания банка Англии в QE только разрушали их доходы и повышали цены на товары.